Почему происходит нарушение речи при инсульте и как помочь ее восстановить?

05 августа 2015
Просмотров: 2590

Нарушение речи при инсульте – эта проблема волнует многих, кто столкнулся с ней. Ежегодно в мире инсульт диагностируется более чем у 6 миллионов человек. По данным Всемирной организации здравоохранения это заболевания стремительно молодеет. Сегодня более 22% перенесших инсульт не достигли возраста 55 лет. Инсульту одинаково подвержены и мужчины, и женщины.

Регулярные занятия с логопедом-афазиологом – основа восстановления речи

После перенесенного инсульта для пациента и его родных первостепенное значение имеет как общий прогноз заболевания, так и адаптация в социальной среде, воссоздание утраченных навыков, в частности речи.

Нарушение речи после инсульта называется афазией (от греч. aphasia – утрата речи). Афазия – это приобретенное языковое расстройство, влияющее на способность воспринимать речь, говорить, писать и читать. Этот термин в медицине означает различные последствия поражения определенных зон коры головного мозга, первопричиной которых является инсульт.

Причем существенное значение при возникновении нарушений продуктивной речи играет локализация поражения. Важно, что это неврологическое состояние не влияет на интеллект, но привносит значительные сложности в повседневную жизнь больного.

Серьезные расстройства речи, даже в большей степени, чем нарушения опорно-двигательной системы, исключают больного из привычного круга общения и ритма жизни. Это приводит к депрессиям, что, в свою очередь, существенно затрудняет общую постинсультную реабилитацию. Тем не менее афазия – не приговор, она излечима.

Различные виды афазии

Нарушение речи у пациентов после инсультаВ зависимости от тяжести и зоны поражения головного мозга исследователи и врачи делят патологии речевого центра на следующие основные виды афазии:

  • моторную;
  • сенсорную;
  • амнестическую;
  • тотальную.

Моторная афазия – это поражение так называемого центра Брока в лобной доле головного мозга. Больной владеет артикуляционным аппаратом, но его устная речь после инсульта существенно нарушена. Он знает, что хочет сказать, но слова подбирает с трудом. Возможны искажения как отдельных звуков, так и грамматического построения фраз.

Человек, страдающий данным видом афазии, часто ограничивается короткими «телеграфными» предложениями, пропуская предлоги, союзы. Например, вместо фразы «Возьму собаку на прогулку», он произносит: «Прогулка. Собака».

Лица с моторной афазией испытывают определенные сложности и с письмом. Нарушение речи у пациентов с моторной афазией сопряжено с правосторонней слабостью и частичным параличом руки или ноги (лобная часть отвечает и за их двигательные функции). Особенность этого неврологического состояния в том, что пострадавший человек способен понимать речь других. По этой причине он прекрасно осознает свои трудности. Ему нельзя дать возможность замкнуться в себе, а надо, напротив, всячески провоцировать к общению.

Амнестическая афазия после инсультаПри сенсорной афазии нет выраженного расстройства устной речи. Это состояние называют еще афазией Вернике. Это форма характеризуется тем, что пострадавшие весьма многоречивы. Они могут произносить длинные предложения, которые не имеют никакого смысла, добавлять ненужные слова и даже создавать новые, заменяя или переставляя буквы. У них серьезные проблемы с восприятием речи окружающих, а также с чтением и письмом.

При амнестической афазии перенесший инсульт не может подобрать необходимое слово или даже вспомнить его. Это состояние в какой-то степени знакомо многим людям, обычно мы описываем его выражением «крутится на кончике языка». Например, пациенту показывают карандаш. Он скажет, что это предмет для рисования или письма. Но вспомнить его название не сможет. В речи больных этой формой афазии преобладают глаголы.

Тотальная афазия – это одна из тяжелейших форм нарушения речи после инсульта, сочетание моторной и сенсорной афазий. Это практически полная потеря навыков общения. Пациент не говорит и не понимает обращенной к нему речи.

Диагностируется афазия при помощи тестовых заданий.

После обследования больного и определения типа афазии врачом-неврологом следует немедленно приступать к логопедическим занятиям и общим реабилитационным мероприятиям. Лечение (терапевтическое, психотерапевтическое и логопедическое) разрабатывается для каждого больного индивидуально. Но в крупных клиниках и городах формируются группы постинсультных пациентов. Эта форма дает неплохие результаты.

Роль семьи в восстановлении речи

Невербальная коммуникация при общении с больными после инсультаИногда речевые навыки восстанавливаются даже в течение недели после инсульта. Подобное наблюдается в тех случаях, когда кровоснабжение головного мозга резко прерывается, но и быстро возобновляется. Так называемая ишемическая атака.

Но в большинстве случаев восстановление речи происходит не так быстро. И здесь огромное значение имеет мотивация и желание самого пациента, квалифицированная медицинская помощь и поддержка родных и близких. Участие членов семьи подчас является решающим компонентом, потому что только родные люди знают наилучшие способы общения с любимым человеком.

Для начала им стоит вспомнить о способах невербальной коммуникации: жестах, мимике. Это похоже на общение с маленькими детьми, которые еще не умеют правильно строить предложения и не понимают значения многих слов.

В дальнейшем полезны будут следующие рекомендации:

  1. Используйте простые речевые конструкции (короткие предложения из двух – трех слов). Говорите медленно, четко соблюдая мелодику или интонацию (вопросительную, утвердительную). Ни в коем случае не повышайте голос.
  2. Поощряйте любую инициативу к общению, проявленную больным, будь то речь, жест, рисунок.
  3. Найдите время для регулярных и ежедневных занятий с пострадавшим, при этом сведите к минимуму все отвлекающие факторы (телевизор, радио, телефонные разговоры).
  4. Старайтесь вовлекать больного человека в дела семьи и разговоры. Не надо сюсюкаться с ним как с малым ребенком. Помните, что он страдает не психическим заболеванием и его интеллектуальные способности в норме. Предложите ему помочь вам в составлении списка покупок, написании поздравительных открыток близким. Пригласите разгадать вместе с вами кроссворд, сыграть партию в шахматы, карты, домино.
  5. Задавайте вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет» или отреагировать кивком головы.
  6. Среди профессиональных логопедических методов лечения нарушения речи есть простой и доступный для использования дома – пение. Иногда пострадавшим легче пропеть слова, чем произнести их.

При необходимости корректировать речь больного пытайтесь делать это максимально деликатно. Не забывайте отмечать его успехи.

Советы для тех, кто учится говорить заново

Общение с людьми по интернетуВам противопоказано «отшельничество»! Вам нечего смущаться. Вы не сделали ничего предосудительного. Вы испытываете временные трудности. Поэтому вы должны постоянно общаться с людьми. Вот несколько советов:

Обзаведитесь «реквизитом». Это могут быть фотографии ваших близких. Под рукой держите карандаш и блокнот. Если вам сложно сказать, пытайтесь нарисовать. Можно даже создать книгу или карточки «связи» (картинки, символы), которые облегчат ваше общение с близкими.

Не переживайте, если не все получается. Для начала сконцентрируйтесь на чем-то одном. Пусть ваш словарь ежедневно пополняется хотя бы двумя словами.

Используйте интернет, электронную почту, чтобы общаться с людьми. Не отказывайтесь от общения по телефону. Однако в этом случае выбирайте момент, когда ваш собеседник свободен и может уделить вам достаточно времени.

Чтобы уверенней чувствовать себя за пределами дома, сделайте карточку, поясняющую в случае необходимости посторонним, что у вас есть проблемы с речью. Храните эту карту под рукой, например, в кошельке.

«Надо только выучиться ждать»

Инсульт и сопровождающие его последствия – серьезное испытание как для больного, так и для членов его семьи. Нужно научиться жить в новых условиях, в непривычном режиме, с некоторыми ограничениями и дополнительными обязанностями.

https://www.youtube.com/watch?v=lcbFulSIMh0

Современные методы лечения инсульта и последующей реабилитации: лекарственные препараты, физиопроцедуры и даже современные компьютерные технологии – позволяют надеяться на скорейшее восстановление утраченных навыков. Главное – не терять надежды и веры в то, что вы и ваш любимый, близкий человек сумеете все преодолеть.

Автор:
Оцените статью:
Loading...
КОММЕНТАРИИ